Тема: Лесбийские семьи:миф о равной ответствености обоих родителей
Интересная, на мой взгляд,
статья.
Тоня Глиммердал размышляет
о проблемах в лесбийских
семьях
Любая семья может стать
теплым и безопасным
пространством для ребенка,
пространством, где взрослые
относятся с уважением к
потребностям детей. В том
числе, и однополая семья:
право на родительство – это
естественное право любого
человека вне зависимости от
сексуальной ориентации,
гендерной идентичности или
политической обстановки в
стране.
В последние несколько лет в
России семьи с однополыми
родителями становятся все
более видимыми. Благодаря
доступности информации о
возможностях ЛГБТ-
родительства многие
лесбиянки, состоящие в
постоянном партнерстве,
заводят детей. Приятно
смотреть на фотографии
счастливых семей и думать о
желанных детях, которые
растут с любящими и
ответственными родителями.
Но я бы хотела поговорить о
том, что может происходить за
рамками фотографий. Почему
бывает, что одна из матерей
несет двойную нагрузку и не
может разделить ее с
партнершей? Я обвиняю в
этом патриархатные
стереотипы и гендерные роли,
которые осознанно или
неосознанно принимают на
себя женщины в лесбийском
партнерстве: одна является
«настоящей матерью», а
другая – «заботливым отцом».
Одна рожает, другая привозит
ее в роддом и платит врачам.
Одна встает к ребенку ночью,
другая собирает детскую
кроватку. Одна работает и
ухаживает за ребенком, другая
зарабатывает деньги и, под
настроение, помогает с
ребенком.
… Одна разговаривает с
врачами, другая ждет в
коридоре. Я обвиняю в этом
неравенстве
институциональную
гомофобию: «Так, кто здесь
мать? Посторонние должны
выйти». Отсутствие второго
родителя в жизни ребенка при
социальных контактах семьи
(особенно в ситуации, когда
семья не абсолютно открыта)
приводит к тому, что она часто
оказывается исключенной из
ежедневной работы по уходу и
воспитанию.
Социальная мать (я имею в
виду небиологическую мать
или ту, которая не является
официальной
усыновительницей) не может
взаимодействовать с
руководством детского сада
или школы или находиться в
палате вместе с ребенком в
случае госпитализации. Для
общества она является
странной, несколько размытой
фигурой на семейном портрете
«мать и ребенок».
Наиболее драматичной
становится эта разница в
случае расставания родителей.
Социальная мать, как правило,
исчезает из дальнейшей жизни
ребенка, или ее роль
становится крайне
незначительной.
Биологическая мать в этом
случае обычно не ожидает (и
не получает) никаких
алиментов на содержание
общего ребенка. Социальная
мать не рассчитывает на то,
что ей будет позволено
остаться в жизни ребенка на
правах родителя.
Однажды я прочитала такую
фразу: «Рожая ребенка, ты
должна рассчитывать только
на себя» - и с ней согласились
многие лесбиянки, состоящие
в паре. Но подобные
разговоры происходят нечасто.
Обсуждать, что произойдет с
общими детьми (как и с
совместной собственностью,
но это отдельный разговор)
при расставании, среди моих
знакомых лесбиянок не
принято.
Но есть знакомая, которая,
прожив в партнерстве пять
лет, осталась после разрыва
отношений с биологическим
ребенком без всякой
поддержки. Она второй год не
может найти работу, потому
что ребенок много болеет; она
не имеет собственного жилья,
так как ипотека была
оформлена на бывшую
партнершу. Социальная мать
ребенка не принимает
никакого участия в его судьбе.
Я обвиняю государство в том,
что оно, отказываясь узаконить
гомосексуальные партнерства,
не только не дает однополым
семьям никакой социальной
поддержки, но и лишает детей
права на заботу обоих
родителей.